Language ru_ru.gif en_gb.gif zh_cn.gif

Научные школы

«Поликультурный подход в образовании и культурной сфере»

  Научный руководитель Матис Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Алтайского государственного института культуры.
Время создания 1992 г.
Научные специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности.
Основные направления научных исследований

совершенствование межкультурных коммуникаций в условиях развития международных связей;

воспитание поликультурной личности, обладающей культурой межнационального и межконфессионального общения;

моделирование и выстраивание общей системы ценностей педагога, работника культуры, руководителя, как основания для поликультурного развития;

изучение, сохранение и воспроизводство этнокультурного наследия народов Алтая.

Достижения, численность, научные проекты

Численный состав: 2 доктора наук, 17 кандидатов наук, 8 молодых учёных.
Ведущие учёные школы: Матис Владимир Иванович, д. п. н., профессор; Федулов Борис Александрович, д. п. н., профессор; Айкина Любовь Павловна, к. п. н., доцент; Щербакова Ольга Семеновна, к. п. н., доцент; Борзенко Ирина Леонидовна, к. п. н., доцент; Олейник Яна Александровна, к. и. н., доцент; Первушина Ольга Васильевна, к. культурологи, доцент; Тюренкова Людмила Михайловна, к. ф. н., доцент.
Основные результаты деятельности: за время существования школы защищено 5 докторских, 43 кандидатских диссертации, выпущено 29 монографий, учебников и учебных пособий.
Научная школа объединяет представителей кафедр, отделов, центров Алтайского государственного института культуры и различных государственных и общественных структур: АКОО «Ассоциация национально-культурных объединений Алтая» (г. Барнаул), Институт этнокультурного образования (г. Москва), Молодёжный фонд Алтая (г. Барнаул), Российско-немецкий дом Алтайского края (г. Барнаул), Этнологический центр по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая (г. Барнаул), с которыми заключены договоры о сотрудничестве, реализуются совместные проекты.

Наиболее значимые достижения и награды:

В.И. Матис: почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, «Основатель научной школы» Российской Академии Естествознания, победитель I Международного конкурса высших достижений в науке и образовании (2016 г.), «Профессор года» (конкурс Алтайского края 2016 г.).

Значимые научные проекты школы:

  • Этнологический центр по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая (г. Барнаул, 1995 г.); руководитель – В. И. Матис;
  • Программа «Социальное и экономическое развитие немцев в Алтайском крае» (г. Барнаул, 1996 г.); руководитель – В. И. Матис;
  • Энциклопедия «Немцы России» (г. Москва, 1996–2005 гг.); член редакционной коллегии – В. И. Матис;
  • Концепция непрерывного образования российских немцев, поликультурного развития личности на билингвальной и полилингвальной основе в Алтайском крае (г. Барнаул, 1997–1999 гг.); руководитель – В. И. Матис;
  • Экспериментальные площадки по переходу к предпрофильной подготовке и профильному обучению (г. Барнаул, 2004 г.); руководитель – В. И. Матис;
  • «Фестиваль славянской культуры» для детей и молодёжи (г. Барнаул, 2014 г.); руководитель – А. Н. Сингач;
  • Программа «Современные тенденции духовно-нравственного развития современной молодёжи г. Барнаула» (г. Барнаул, 2014–2015 гг.); руководитель – Е. В. Багирова;
  • Программа по сохранению национальных традиций «Мы – россияне» (г. Барнаул, 2014–2015 гг.); руководитель – В. И. Матис;
  • Центр межкультурных коммуникаций АГИК (г. Барнаул, 2016 г.);
  • Программа «Социально-культурная деятельность этнонациональных субъектов, в совершенствовании межкультурных (межнациональных) связей на Алтае» (г.Барнаул, 2017–2018 гг.); руководители – В. И. Матис, О. С. Щербакова;
  • Программа «Изучение, сохранение и воспроизводство этнокультурного наследия народов Алтая через деятельность различных образовательных и культурных учреждений, и национальных коллективов в трансграничном регионе Большой Алтай» (г. Барнаул, 2017–2019 гг.); руководители – Л. П. Айкина, О. С. Щербакова;
  • Научно-методический кабинет научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (г. Барнаул, 2018 г.).

 

«Педагогический потенциал проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности»

  Научный руководитель Оленина Галина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Алтайского государственного института культуры.
Время создания 2013 г.
Научная специальность 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Основные направления научных исследований

технологии, практика, отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности; психолого-педагогические условия социально-культурной деятельности;

педагогические аспекты теории и практики проектирования инициатив социально-культурных движений и учреждений культуры и досуга;

теоретические и методологические аспекты досуга молодёжи и других категорий населения.

 

Достижения, численность, научные проекты

Численный состав: 1 доктор наук, 2 кандидата наук, 6 молодых учёных.
Ведущие учёные школы: Оленина Галина Владимировна, д. п. н., профессор; Фролова Анна Сергеевна, к. п. н.; Гекман Наталья Анатольевна.
Основные результаты деятельности: за время существования школы защищены 4 кандидатские диссертации, выпущено 6 научных монографий, 1 учебно-методическое и 2 учебных пособия.

Наиболее значимые достижения и награды:

Г. В. Оленина: почётный знак Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1989 г.); почётная грамота за многолетний добросовестный труд по подготовке кадров комитета администрации Алтайского края по образованию (2005 г.); почётная грамота за многолетний добросовестный труд по подготовке кадров краевого Законодательного Собрания Алтайского края (2015 г.); «Учёный года» (конкурс Алтайского государственного института культуры 2015 г.); лауреатство конкурса на лучшую научно-методическую и научную работу АГИК (2017 г.) в номинации «Лучший цикл научных статей».

Н. А. Гекман: специальный приз Первого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств (г. Москва, 2014 г.); победитель конкурса грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодёжной политики (г. Барнаул, 2015 г.); стипендия Президента России на 2015/2016 уч. г.; победитель в номинации «Молодой учёный» (конкурс Алтайского государственного института культуры 2015 г.); лауреатство конкурса на лучшую научно-методическую и научную работу АГИК (2017 г.) в номинации «Лучший цикл научных статей».

А. С. Фролова: монография А. С. Фроловой, Г. В. Олениной «Интеграция деятельности учреждений культуры села как фактор оптимизации досуга населения: история, теория, практика» (2016 г. и.) отмечена званием лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу (г. Сочи, Россия, 2017 г.); «Молодой учёный года» (конкурс Алтайского государственного института культуры 2017 г.);

Наиболее значимые научные проекты школы:

  • исследовательская программа «Интеграция профильной деятельности сельских муниципальных учреждений культуры алтайского села как фактор оптимизации досуга населения» (2013–2016 гг.);
  • исследовательская программа «Педагогическое сопровождение развития лидерских качеств молодёжи в ролевых играх активного действия» (2015–2018 гг.);
  • секция «Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве: технологии, практика, зарубежный опыт» в рамках международного научно
  • практического форума «Культура евразийского региона» (2016–2018 гг.);
  • межрегиональная онлайн-конференция «Инновации в деятельности учреждений социально-культурной сферы и молодёжных движений» (гг. Барнаул–Омск, 2016 г.);
  • секция «Развитие социально-культурной сферы: традиции и новации» международной научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (2014–2018 гг.).

 

«Изучение, сохранение и трансляция историко-культурного наследия»

Научный руководитель Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям Алтайского государственного института культуры
Время создания 2013 г.
Научные специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология); 24.00.03 – Музееведение, консервация, реставрация историко-культурных объектов (исторические науки, культурология, искусствоведение)
Основные направления научных исследований

теоретические и прикладные исследования историко-культурного наследия;

сохранение, воспроизводство и актуализация историко-культурного наследия;

музееформирующие процессы Западной Сибири;

музейная коммуникация и музейное проектирование;

музей как образовательная форма культуры.

Достижения, численность, научные проекты

Численный состав: 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 10 молодых учёных.
Ведущие ученые школы: Куприянова Ирина Васильевна, к. и. н., доцент; Шорина Дарина Евгеньевна, к. культурологии; Сидорова Оксана Владимировна, к. и. н.; Кравцова Людмила Александровна, к. культурологи, Чернова Анастасия Александровна.
Основные результаты деятельности: защищены 3 кандидатских диссертации, издано 5 научных монографий, 6 учебных пособий.
Научная школа объединяет представителей кафедр Алтайского государственного института культуры, лабораторий «Культурное наследие Алтая» (г. Барнаул, Алтайский государственный институт культуры) и «Историко-культурное наследие угольной промышленности Кузбасса» (г. Кемерово, Институт угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук), музеев г. Барнаула (Государственный художественный музей Алтайского края, музей «Горная аптека»).

Наиболее значимые достижения и награды:

Полякова Е. А.: почётная грамота Министерства внутренних дел Российской Федерации «За личный вклад в развитие науки» (2016 г.), «Учёный года» (конкурс Алтайского государственного института культуры 2017 г.);

Шехватова Е. В.: лауреат первой премии Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусства и культуры в номинации «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» (2016 г.).

Наиболее значимые научные проекты школы:

  • исследовательская программа «Музеи учреждений начального профессионального образования Алтайского края» (г. Барнаул, 2010–2013 гг.); руководитель – Д. Е. Шорина;
  • исследовательская программа «Изучение и актуализация историко-культурного наследия угольной отрасли» (г. Кемерово, 2012–2013 гг.); руководитель – Л. А. Кравцова;
  • музейно-педагогический проект для будущих родителей «В поисках гармонии: ребёнок до рождения» (г. Барнаул, 2010–2015 гг.); руководитель – О. В. Сидорова;
  • исследовательская программа «Документирование, сохранение и трансляция историко-культурного наследия православия средствами церковных музеев» (г. Барнаул, 2012–2015 гг.); руководитель – Е. А. Полякова;
  • научно-исследовательская лаборатория Алтайского государственного института культуры «Культурное наследие Алтая» (г. Барнаул, 2014 г.); руководители – И. В. Куприянова, М. В. Рыгалова;
  • научно-практическая конференция «Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития» (г. Барнаул, 2016–… гг.);
  • программа по изучению этнокультурного наследия региона в малых музеях Алтайского края «Музей – пространство культурных смыслов» (г. Барнаул, 2017–2021 гг.); руководитель – Д. Е. Шорина;
  • программа по изучению музееформирующих процессов Западной Сибири «Малые музеи в социокультурном пространстве региона» (г. Барнаул, 2017–2021 гг.); руководитель – М. В. Рыгалова.

 

Расширения для Joomla