Language ru_ru.gif en_gb.gif zh_cn.gif

Направления научной деятельности

Алтайский государственный институт культуры является одним из ведущих научно-образовательных центров в сфере культуры и искусства Западной Сибири. Научно-исследовательская деятельность института осуществляется в соответствии с общей стратегией развития образовательных учреждений сферы культуры, определённой Министерством культуры Российской Федерации, ориентированной на формирование единого национального научного пространства посредством реализации наиболее актуальных научных направлений, развития научных школ образовательных учреждений высшего образования творческой направленности, активизации научной деятельности научно-педагогических работников и обучающихся.
Организация научно-исследовательской работы в Алтайском государственном институте культуры осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным учреждениям и с учётом особенностей развития современного художественного образования.
Творческая специфика института определила перечень приоритетных научных специальностей по которым ведутся прикладные исследования: 13.00.00 Педагогические науки; 17.00.00 Искусствоведение; 24.00.00 Культурология.
Алтайский государственный институт культуры осуществляет разработку трёх научных направлений. Научное направление «Социокультурные процессы в трансграничной области Большого Алтая и Сибири: история, теория, технологии, практика» реализуется в рамках научных специальностей 13.00.00 Педагогические науки,
24.00.00 Культурология. Цель разработки научного направления – изучение основных социокультурных процессов, протекающих в области досуга населения трансграничной области Большого Алтая и Сибири.

Задачи направления:

  • характеристика социокультурных процессов, протекающих в области досуга населения трансграничной области Большого Алтая и Сибири;
  • изучение актуальных технологий и практик организации досуга населения современного Сибирского региона;
  • формирование новых теоретических положений, расширяющих предметное поле социокультурных исследований;
  • внедрение результатов исследований в практическую деятельность учреждений социокультурной сферы (клубных, библиотечных, музейных, туристских, многопрофильных досуговых учреждений).

В рамках направления изучению и разработке подлежат:

  • инновационные технологии организации культурно-досуговой деятельности различных категорий населения;
  • технологии деятельности современных многофункциональных культурных центров;
  • технологии туристско-рекреационной деятельности;
  • технологии сохранения и трансляции традиционной праздничной культуры.

Научное направление «Социокультурные процессы в трансграничной области Большого Алтая и Сибири: история, теория, технологии, практика» объединяет представителей кафедр института и научных школ «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (руководитель – д. п. н., профессор В. И. Матис), «Педагогические аспекты проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности» (руководитель – д. п. н., профессор Г. В. Оленина), «Изучение, сохранение и трансляция историко-культурного наследия» (руководитель – д. и. н., доцент Е. А. Полякова).
Ведущими учёными в данной области являются: д. п. н., профессор В. И. Матис; д. п. н., профессор Г. В. Оленина; д. с. н., профессор Л. Г. Гуслякова; к. геогр. н., доцент С. В. Харламов; д. с. н., профессор Р. А. Трофимова; к. п. н., доцент Н. М. Андрейчук.
Научное направление «Художественное образование в области культуры и искусства народов Сибири и трансграничного региона Большого Алтая» реализуется в рамках научных специальностей 17.00.00 Искусствоведение и 13.00.00 Педагогические науки

Цель разработки научного направления – совершенствование качества художественного образования в целях сохранения и развития художественной культуры и искусства Сибири и трансграничного региона Большого Алтая.

Задачи направления:

  • выявление актуальных тенденций развития художественной культуры и искусства Сибири и трансграничного региона Большого Алтая;
  • изучение современного состояния художественного образования в регионе и выявление перспективных направлений его развития;
  • внедрение результатов научной и творческой деятельности в культурно-образовательное пространство Сибири и трансграничного региона Большого Алтая.

В рамках направления изучению и разработке подлежат:

  • проблемы сохранения и развития дизайна, музыкального, театрального, хореографического, декоративно-прикладного видов искусства и художественной культуры;
  • актуальные проблемы художественного образования, в том числе в области преемственности всех уровней образования в условиях глобализации.

Научное направление «Художественное образование в области культуры и искусства народов Сибири и трансграничного региона Большого Алтая» объединяет представителей творческих кафедр института и научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (руководитель – д. п. н., профессор В. И. Матис).
Ведущими учёными в данной области являются: д. п. н., профессор Н. В. Серёгин; к. искусствоведения, доцент Л. В. Шокорова; к. культурологии, доцент О. В. Первушина; к. п. н., доцент С. Н. Темлянцева; к. п. н., доцент Г. В. Бурцева.
Научное направление «Историко-культурное наследие Западной Сибири и трансграничного региона Большого Алтая» реализуется в рамках научной специальности 24.00.00 Культурология. Цель разработки научного направления – освоение и трансляция историко-культурного наследия Западной Сибири и трансграничного региона Большого Алтая.

Задачи направления:

  • выявление материальных и духовных ценностей, имеющих значение для сохранения и развития культурной самобытности народов Западной Сибири и трансграничного региона Большого Алтая;
  • описание и научное осмысление объектов материального наследия, образцов нематериального («живого») наследия, представляющих ценность для сохранения и воспроизводства национальной идентичности народов, населяющих регион Западной Сибири и Большого Алтая;
  • трансляция и репрезентация в социокультурном пространстве региона результатов изучения и освоения историко-культурного наследия;
    формирование новых теоретических положений, расширяющих предметное поле музеологии и культурологии.

В рамках направления исследованию подлежат:

  • способы и формы документирования, сохранения и трансляции материального историко-культурного наследия музеями и учреждениями музейного типа, библиотеками, архивами;
  • способы и формы изучения, освоения и (ре-)презентации нематериального наследия (устное народное творчество, музыкальный и песенный фольклор, этнокультурные, религиозные традиции народов Алтая, технологии народных промыслов) музеями и учреждениями музейного типа, библиотеками, архивами, любительскими и профессиональными этнокультурными объединениями.

Направление «Историко-культурное наследие Западной Сибири и трансграничного региона Большого Алтая» объединяет представители кафедр института и научных школ «Изучение, сохранение и трансляция историко-культурного наследия» (руководитель – д. и. н., доцент Е. А. Полякова), «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (руководитель – д. п. н., профессор В. И. Матис).
Ведущими учёными в данной области являются: д. и. н., доцент Е.А. Полякова; к. и. н., доцент И. В. Куприянова; к. культурологии Д.Е. Шорина; к. п. н., доцент О.С. Щербакова.